Итоги научно-практического круглого стола «Юридическая наука в условиях цифровизации: идеи, коммуникация, решения».
ru be en

Подписка на рассылку

Пользователь с данным email уже подписан
CAPTCHA
Символы введены неверно. Повторите попытку

Подписка на рассылку

Вы успешно подписались на рассылку новостей!

Некорректна введенная информация.

Итоги научно-практического круглого стола «Юридическая наука в условиях цифровизации: идеи, коммуникация, решения».

РЕКОМЕНДАЦИИ,
 ВЫРАБОТАННЫЕ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА 
«ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ИДЕИ, КОММУНИКАЦИЯ, РЕШЕНИЯ» 

Республика Беларусь, г. Минск, 26 октября 2023 г.

Участники научно-практического круглого стола, заслушав и обсудив выступления Чуприс О.И., Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Беларусь, главного редактора научно-практического журнала «Право.by», Ипатова В.Д., директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, заслуженного юриста Республики Беларусь, Василевича Г.А., заведующего кафедрой конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Беларусь, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, Довгань Е.Ф., профессора кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета, доктора юридических наук, профессора, Хомича В.М., профессора кафедры государственно-правовых дисциплин факультета права учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Беларусь, Павлова В.И., профессора кафедры конституционного и международного права учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», кандидата юридических наук, доцента, Лопатина В.Н., научного руководителя (директора) Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), председателя национального и межгосударственного технических комитетов по стандартизации «Интеллектуальная собственность» (ТК481/МТК550), эксперта ООН, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Поляковой Т.А., главного научного сотрудника, исполняющего обязанности заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации, Морозова А.В., профессора кафедры компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доктора юридических наук, кандидата технических наук, профессора,

принимая во внимание общие закономерности и тенденции развития права, обусловленные кризисными явлениями в мире, необходимостью обеспечения государственного суверенитета, сохранения традиционных ценностей и защиты личности, а также цифровой трансформацией всех сфер государства и общества,

учитывая первостепенное влияние на формирование и развитие отечественного права норм Конституции Республики Беларусь и положений Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196 (далее – Концепция правовой политики),

осознавая значимость для развития правовой системы государства цифровизации правоотношений в ключевых отраслях белорусского законодательства, гармонизации правовой сферы в рамках интеграционных образований, государством-членом которых является Республика Беларусь, а также значимость развития системы обеспечения информационной безопасности государств – участников Договора о создании Союзного государства,

пришли к выводу, что:

существует необходимость преодоления в праве мировоззренческого и цивилизационного кризиса, совершенствования национальных представлений о праве,

одним из инструментов формирования сбалансированного понимания права является реализация правовых положений долженствования как системы мер социальной ответственности каждого человека перед обществом и государством. Построению такой системы способствуют в том числе изменения, внесенные в статью 21 Конституции Республики Беларусь,

значительную роль для развития отраслевого законодательства и права в целом играют общетеоретические исследования в области философии государства и права, в том числе в рамках антропологического похода,

коренная перестройка мира, вызванная бурной технизацией и цифровизацией всех сфер жизни человека, общества и государства, развитием биотехнологий, оказывает сильнейшее влияние на право и формирует запрос на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований указанных феноменов, в том числе в контексте трансформации правовой реальности,

развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ), перспективы его применения в правоотношениях требуют глубокого научного познания данного явления, осознания потенциальных рисков и угроз и, как следствие, определения допустимых пределов использования таких технологий,

следование общепризнанным принципам международного права является основой сохранения стабильности во взаимоотношениях между государствами и обеспечения суверенитета отдельных стран. Вызывает обеспокоенность широкое применение государствами односторонних санкций в условиях полного игнорирования принципов деятельности ООН. Односторонние санкции и овер-комплаенс препятствуют сотрудничеству между государствами, создают среду для развития условий, способствующих формированию угроз международному миру и безопасности,

активизация регионального взаимодействия Республики Беларусь в разрезе СНГ, ЕАЭС, БРИКС и укрепление Союзного государства являются приоритетными направлениями для объединения усилий стран по формированию региональных правовых основ безопасности государств, цифровой экономики, созданию эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала взаимодействующих стран.

Повышение эффективности правовой политики государства должно сопровождаться усилением роли правовой науки, в том числе посредством разработки приоритетных направлений научно-правовых исследований (п. 40 Концепции правовой политики). В этой связи участники круглого стола рекомендуют при планировании и проведении научно-правовых исследований, реализации нормотворческой и правоприменительной деятельности в Республике Беларусь учитывать следующие предложения:

1. Правовые исследования должны обеспечивать комплексный охват всех отраслей права, сопровождать ключевые процессы, учитывать актуальные факторы и условия современного этапа развития государства, включая цифровизацию права как одну из составляющих объективного и всепроникающего процесса цифрового развития страны.

2. Предназначением исследований по цифровизации права является дальнейшее развитие доктринальной, программно-технологической, нормативной правовой и организационной основ цифровизации правовой сферы для качественного решения задач государственного управления, нормотворчества, правоприменения, электронной коммуникации государства и общества, повышения правовой информированности и правовой культуры граждан.

Исследования должны охватывать максимальный спектр проблематики: от рассмотрения фундаментальных вопросов влияния цифровизации на правовую жизнь до прикладных аспектов внедрения и использования конкретных технологий в социальной сфере, экономике и государственном управлении.

3. В рамках исследований проблем цифровизации права имеется потребность в изучении таких приоритетных вопросов, как:

теоретико-методологическое познание цифровизации, ее условий и последствий. Исследования должны быть направлены на осмысление новых процессов с позиции трансформации права под воздействием технологий, прогнозирование рисков, вызовов и угроз, связанных с внедрением информационных технологий в право, в том числе замены права техническим нормированием, возможным тотальным контролем за поведением человека, признанием правосубъектности роботов, «цифрового рабства» и зависимости человека от технологий, влекущих психические последствия от использования цифровых устройств;

адаптация понятийно-категориального аппарата и универсализация понятийного аппарата информационного права для других публично-правовых наук, модернизация правотворчества и правоприменения, внедрения в отечественную правовую систему новых цифровых инструментов, например, самоисполняемого договора, блокчейна и цифровых денег;

юридические аспекты использования Legal Design и LegalTech-решений в деятельности по созданию и применению права, внедрения в экономическую сферу технологии big data, в частности в контексте защиты прав граждан от вмешательства в личную жизнь при обработке данных;

определение пороговых значений и разработка правовых запретов («красные флажки») для принятия решения о пределах вхождения в право технологий искусственного интеллекта, а также о формировании запретов на использование технологий ИИ в противоправных целях;

внедрение новых решений в деятельность по правовому просвещению и повышению правовой культуры, а также противодействие распространению в цифровой среде деструктивных молодежных и иных субкультур, способных провоцировать различные противоправные действия;

выработка мер по совершенствованию информационной безопасности, в том числе развитие системы обеспечения информационной безопасности государств – участников Договора о создании Союзного государства. Культура информационной безопасности должна быть направлена на повышение качества подготовки специалистов и включать соответствующую корректировку содержания образовательных программ.

4. Планирование и выполнение научно-правовых исследований для решения иных актуальных задач развития государства и права на современном этапе требует рассмотрения вопросов:

формирования доктринальных основ и правового регулирования, отвечающих национальным интересам и нивелирующих негативное влияние деструктивных и чуждых идей идеологическим императивам белорусского права;

теоретического и прикладного развития положений корпоративной и личной социальной ответственности в целях формирования сбалансированного понимания права и максимальной активизации человеческого капитала в решении государственных и общественных задач;

формирования опережающего правового регулирования, в том числе освоения правом областей и сфер, требующих юридизации новых общественных связей, вызванных, в частности, процессами цифровизации, технизации и развитием биотехнологий;

роли и значения права в кризисных ситуациях, а также научного анализа цели (ожидания) и отклонения в праве как социальном регуляторе, выстраивания эффективных систем противодействия рискам в правовой сфере, развития правовой рискологии как научного и прикладного направления;

совершенствования юридической терминологии как в рамках отраслевого единообразия, так и корректного использования в нормативных правовых актах терминологии из иных областей деятельности;

развития отечественных моделей профилактики девиантного поведения с целью повышения эффективности действий субъектов профилактики по снижению уровня правонарушений в стране;

изучения в рамках международного права проблематики введения односторонних санкций и последующего использования овер-комплаенса в отношении некоторых государств с позиции возможного наличия оснований для рассмотрения в судебном порядке таких действий, как преступления против человечности (гибель населения, причинение физических и моральных страданий), а также использования результатов исследований для формирования официальной национальной позиции по данным вопросам;

совершенствования правового регулирования сферы интеллектуальной собственности в части ее правовой охраны, коммерциализации и правовой защиты, разработки моделей формирования экономической ценности любого интеллектуального творчества, развития цифровой экономики и объединения интеллектуального потенциала стран, взаимодействующих в рамках региональных образований. 

Скачать рекомендации.